Отделочные технологии как инструмент конкурентного преимущества
Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10
Производство этикетки

Отделочные технологии как инструмент конкурентного преимущества

Все Публикации
26 ноября 2020

Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «Нисса Центрум»

Екатерина Суханова, руководитель проектов ЦПО компании «Нисса Центрум»

Этикетка — один из самых сложных полиграфических продуктов, уступающий разве что продуктам защищенной печати. Главная задача противоречива. Сначала привлечь внимание, то есть отличаться. А затем убедить потенциального покупателя стать покупателем реальным. Для этого, особенно на относительно дорогих товарах, надо продемонстрировать породу, уверенность, надежность — буквально консерватизм! И чем дороже продукт, тем такое сообщение должно быть сильнее.

Создатели наиболее эффектных (и при этом эффективных) этикеток часто вообще отказываются от полиграфического цвета как основного элемента дизайна — ведь он доступен всем. Вспомним — коньяк, хорошее вино, деликатесы, парфюмерия и проч. Здесь цвет уступает место графике, а дизайн строится на более изысканных эффектах — текстурах, рельефе, металлизации. В полиграфии их называют облагораживанием (англ. embellishment) или отделкой печатной продукции. В статье речь пойдет о современных и о завтрашних технологиях облагораживания в производстве этикетки на примере возможностей линии ABG Digicon 3. Пример этот конкретный и остро актуальный — только за первое полугодие 2020 г. «Нисса Центрум» сообщила о запуске в эксплуатацию пяти линий ABG Digicon в России, к моменту выхода четвертого номера журнала «Флексо Плюс» из печати это число еще возрастет*.

В ряде случаев отделочные линии запущены в сложных, развернутых конфигурациях. На фоне того, что продукция ведущего мирового производителя отнюдь не отличается бюджетной ценой, этот факт заслуживает отдельного рассмотрения и разъяснения причин. Задача эта оказалось не такой простой. Ведь сама суть отделки, облагораживания полиграфической продукции — создать эффекты, в принципе не воспроизводимые в многокрасочной печати. А живописать словами особенности фактуры, лака, металлизации — это как у Жванецкого про кушать устриц: «Он — по ихнюю сторону экрана, мы — по нашу. То есть он жует — стереофония, звук, цвет, хруст, писк…» Выход один — показывать на реальных образцах сложные эффекты типа купольной металлизации. В результате — и респект редакции за поддержку — четвертый номер «Флексо Плюс» выходит с вкладкой, демонстрирующей некоторые возможности самой популярной на отечественном и мировом рынке узкорулонной отделочной линии.

Вкладка

На входе у нас была самая общая идея — и все. Проект под ключ сделала типография «Флексоград» из Смоленска — flexograd.ru. И работал коллектив компании как швейцарские часы. Искреннее удовольствие — работать в команде с талантливыми профессионалами.

У «Флексограда» нашлось достаточно много вариантов. Нам с самого начала хотелось показать возможности работы как с этикеткой, так и с картонной упаковкой. Согласитесь, картон — достаточно неожиданный материал для узкорулонной цифровой печати. «Флексоград» это делать умеет. Один из финалистов — цветочный мед — в результате попал на вкладку. Там как раз комплект — и коробочка, и две этикетки. Но для вкладки в результате мы остановились на серии винных этикеток. Картон остался, но несет во многом вспомогательную функцию — основной фокус именно на этикетку — с использованием купольной металлизации, тиснения и пр. Дизайнер — Елена Волкова, весь проект основан на работах заслуженного художника России В. А. Лавренова.

Отдельную благодарность хотелось бы высказать компании PPF (ppffoil.com), предоставившей для вкладки как фольгу для горячего тиснения и купольной металлизации, так и штампы. Компания располагает производственными площадками в Санкт-Петербурге и Москве и, опираясь на накопленную за 16 лет экспертизу, производит высококачественные инструменты для тиснения и эмбоссинга, поставляет аксессуары для приладки и фольгу для горячего и холодного тиснения.

Технологически вкладка создавалась в два этапа с последующей сборкой. Основной продукт — этикетка. Печать HP Indigo, обработка и отделка ABG Digicon 3 — тиснение, трафаретный лак, купольная металлизация, конгрев. Картонная основа также запечатана на рулонной машине HP Indigo и затем обработана ABG Digicon 3. Технически можно было сделать вырубку, фольгу и пр. Но восторжествовало мнение, что лучшее — враг хорошего, и решили обойтись без «цыганщины», ограничившись на картоне базовыми операциями. Остановились на ламинации глянцевой пленкой 12 мкм и выборочном релиз-лаке под съемной этикеткой.

Наконец, этикетка нанесена на картон. Идея в том, что читатель может ее снять, нанести на свою бутылку, оценить по месту. А на картонной подложке — видеть, где и какие именно применены отделочные технологии.

Технология

Но — по порядку. При производстве узкорулонной этикетки в большинстве случаев первый этап — печать. Обычно флексо или цифровая, но есть и другие варианты — от офсета до пропуска печатной стадии вообще при производстве чистой этикетки-пустышки. Печати обычно уделяется основное внимание, но последующая обработка как минимум не менее важна. Она выполняется на финишных машинах или линиях. В подавляющем большинстве случаев — за один прогон устройство выполняет все финишные операции. Машиной принято называть монолитную конструкцию, возможности которой определены в процессе ее изготовления. У ABG это модель Digicon Lite. Финишными или отделочными линиями называют конструкции, состоящие из модулей. Выбор модулей не только позволяет при заказе линии выбрать ее желаемую конфигурацию, но и дооснастить линию в поле, в том числе до возможностей, даже не существовавших в момент заказа. Пример — в последние месяцы множество типографий в Великобритании дооснастили свои линии Digicon 3 модулями цифрового облагораживания ABG DigiJet (ранее известного как JetFX).

Финишные операции этикеточной продукции с некоторой степенью условности можно разбить на механическую обработку, отделку и контроль. В первую группу входят подрезка края, надсечка, высечка, удаление облоя, резка в ручьи или, реже, в листы и т. п. Точность и производительность на этих операциях определяются механической точностью изготовления оборудования и оснастки и во многом определяют выбор производителя финишного оборудования. Компании, имеющие опыт эксплуатации ABG Digicon, в большинстве случаев сохраняют верность марке. Отделочные операции или облагораживание крайне разнообразны, и именно на них мы в дальнейшем и сосредоточимся. К этой группе принято относить добавление визуальных или тактильных элементов, чаще уже после печати цветными красками. Хотя те же устройства могут быть использованы и для создания конструктивно сложной этикетки. Основные эффекты:

  • металлизация,
  • сплошной и выборочный лак,
  • ламинация,
  • текстура,
  • тактильный рельеф,
  • голографические пленки,
  • голографический лак
  • ...и, конечно же, их сочетания.

Формат статьи не позволяет сколь-нибудь подробно описать всю возможную в составе ABG Digicon 3 функциональность — документ с описанием конфигураций содержит сотни страниц. Остановимся на некоторых, создающих необычные эффекты, и на новинках. При создании вкладки были использованы модули плоского тиснения и фольгирования с усилием 50 т — Big Foot, высокоскоростной трафарет и купольная металлизация. Также мы остановимся на новинках — ставшем доступным в 2020 г. модуле цифрового облагораживания DigiJet (JetFX до ребрендинга) и находящийся в стадии бета-тестирования модуль EcoLeaf для металлизации без использования фольги.

Big Foot

Название модуля ABG для плоского тиснения с усилием 50 т Big Foot — образчик британского юмора. Bigfoot переводится как йети, снежный человек, но буквально — большая нога, след от которой и изображен на логотипе модуля (да, наличие такого логотипа — само по себе оксюморон).

Решение действительно интересное и во многом уникальное по достигаемым эффектам. Прежде всего, Big Foot — модуль плоского тиснения в составе рулонной машины, что задает серьезные требования к быстродействию. В составе модуля реализована высокоточная продольная и поперечная приводка, позволяющая при необходимости компенсировать погрешности, обеспечив идеальное совмещение. В верхней части модуля смонтирована поворотная башня, позволяющая наносить фольгу как вдоль, так и поперек полотна, открывая дополнительные возможности экономии фольги. Очень большое для оборудования такого типа усилие в 50 т может быть равномерно приложено на весь раппорт размером 410×340 мм — или на его часть. Это позволяет получать увеличенный оттиск с высокоточным как микро- , так и макрорельефом, с превосходным качеством изображения. За один цикл Big Foot позволяет нанести несколько видов фольги и произвести блинтовое тиснение. См. эти эффекты на вкладке — листья на дереве и надпись Cabernet фольгой, элементы изображения блинтом.

Высокоскоростной плоский трафарет

Трафаретная отделка популярна из-за возможности варьирования лакокрасочного слоя от очень тонкого до создающего ощутимый рельеф, что недостижимо в других технологиях контактной печати. Оборотной стороной возможности нанесения толстого слоя на материал традиционно являлась достаточно низкая производительность. Компании ABG удалось создать инновационную разработку, удвоившую производительность трафаретной секции по сравнению с предыдущей моделью до скорости 48 м/мин. Ее конструктивная основа — секция, работающая в продольном направлении на полной скорости линии.

Секция не имеет дна. Ракель, продавливающий лак через трафаретную сетку, опирается на подвижный вал. Такая конструкция позволяет избежать пузырения лака на высоких скоростях и одинаково эффективно наносить как тончайший слой лака, обеспечивая качественное воспроизведение микролиний, так и создавать слой толщиной 250 мкм, обеспечивающий осязаемый тактильный рельеф. Важной особенностью конструкции является возможность компенсации перекоса изображения.

На вкладке трафаретным лаком подчеркнуты ветви дерева.

Купольная металлизация

Купольная металлизация (metallic doming) — создание эффекта выпуклого металлического рельефа. На нашей вкладке этим эффектом выделена вертикальная курсивная надпись Moldova. Применена матовая слабоокрашенная фольга.

Техническое решение, используемое ABG, предусматривает на первом этапе нанесение специального УФ-отверждаемого клея-лака в секции плоского трафарета, формирующего рельеф. Клей отверждается УФ-излучателем, входящим в состав трафаретной секции. Затем собственно в модуле купольной металлизации на полотно накладывается фольга для горячего тиснения и полотно проходит между разогретыми резиновыми валами, где и происходит припрессовка фольги к поверхности клея-лака. Разогрев валов осуществляется прокачкой горячего масла из нагревателя, установленного в непосредственной близости к секции. Секция содержит также намотчик и размотчик фольги и блок контроля ее натяжения.

Сам по себе процесс купольной металлизации в различных технических вариациях известен достаточно давно. Имея в своем арсенале трафарет и секцию плоского горячего тиснения с эластичным штампом, можно получить эффект купольной металлизация без применения специального модуля. Однако в таком технологическом варианте фольга наносится только на верхушки рельефа, подобно тому как снега покрывают горы не целиком, а лишь с определенной высоты. При использовании описываемого модуля купольной металлизации горячие валы позволяют нанести фольгу на весь рельеф, до подножья.

ABG DigiJet

ABG DigiJet — модуль цифрового облагораживания в составе линий Digicon 3. Предназначен для отделки этикеточной продукции, причем без использования каких-либо форм, полностью цифровым способом. Полный спектр возможностей модуля:

  • Foil (фольга) + Spot (выборочный лак) + micro texture (микротекстура),
  • Foil + Tactile (тактильный лак) + Spot (выборочный),
  • Foil + Foil,
  • Foil + Cast & Cure (голографический лак),
  • Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure,
  • Foil + Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure,
  • Soft Touch Lam (ламинация мягкой на ощупь пленкой) + Foil + Tactile + Spot,
  • Soft Touch Lam + Foil + Tactile + Spot + Cast & Cure.

Название DigiJet — результат происходящего прямо сейчас, в сентябре 2020 г., ребрендинга технического решения, ранее известного как ABG JetFX, подробно описанного и иллюстрированного во «Флексо Плюс» №6–2019. Но если в конце прошлого года только-только начались контролируемые продажи, то к началу лета 2020 г. продукт пошел в серию, наиболее активно освещалась инсталляция в крупной британской типографии Baker Labels. Практически все текущие инсталляции — дооснащение существующих линий, но, конечно, модуль может поставляться и в составе новых машин, в том числе полностью цифровых, в комплекте с модулем лазерной резки ABG DigiLase.

EcoLeaf

Металлизация — не только один из самых визуально выигрышных вариантов отделки, но и, к сожалению, наименее экологичных. Главный расходный мате­риал — фольга. В дело идет лишь небольшая часть тончайшего алюминиевого слоя. 99,9% по массе попадает в отходы. Причем это «плохие» отходы. Основа фольги — многослойный полимерный композит, который трудно, если вообще возможно, вторично перерабатывать. Излишне напоминать, что фольга — еще и достаточно дорогой расходник.

EcoLeaf устраняет использование фольги, что кардинально снижает количество отходов при металлизации и стоимость металлической отделки. Первым этапом на материал посредством трафаретной, флексографской или цифровой печати наносится триггерное изображение. В настоящее время используется трафарет. Затем на полотно наносится специально разработанный металлический пигмент. Его частицы прилипают к триггерному изображению. Неиспользованный пигмент возвращается в резер­вуар и повторно используется.

Владелец технологии, Actega Metal Print, заключила глобальное партнерское соглашение с ABG для продвижения EcoLeaf в составе линий Digicon 3, в том числе как дооснащение в поле для существующих линий. Идет бета-тестирование EcoLeaf в немецкой типографии Vollherbst Druck, коммерческая доступность планируется на 2021–2022 гг. Судя по имеющимся в распоряжении специалистов «Нисса Центрум» образцам, технология одновременно обеспечивает очень высокий уровень блеска, равномерные плашки и прекрасную передачу мелких деталей.

Не только этикетка

Мы видели разнообразные эффекты финишной линии ABG Digicon 3 при производстве этикетки. Но основное применение — не значит единственное. Помимо этикетки наиболее коммерчески интересно использование связки HP Indigo 6900 — ABG Digicon 3 для производства картонной упаковки. Предельная толщина картона для обеих машин составляет 450 мкм. Да, это узкий рулон и формат коробки ограничен. Но вспомним, что основная загрузка цифровой печати при производстве упаковки — фарма, парфюмерия, украшения, элитные продукты питания и напитки. Львиная доля таких товаров использует коробку малого формата — зато очень требовательную к исполнению. Важно, что это не просто идея или лишь зарубежная практика. Российские производители упаковки также работают с картоном на HP Indigo и ABG. Один из примеров можно видеть на второй странице обложки «Флексо Плюс» #4 за 2020 год — и коробка, и обе этикетки сделаны в типографии «Флексоград» именно по обсуждаемой технологии.

Еще один пример работы той же типографии — коробка для мясных деликатесов. В технологическом отношении заказ непростой — окошки сложной формы, фольга. Но связке HP Indigo 6900 и ABG Digicon 3 гибкости хватает с запасом.

Картон, несомненно, интереснейший сегмент. Но есть и другие, еще менее очевидные варианты использования обсуждаемого оборудования. Та же фарма — не только коробка, но иногда — крайне сложные многостраничные этикетки-буклеты. Их тоже можно изготавливать на должным образом сконфигурированном Digicon 3.

Есть и сегмент для цифровой печати и отделки, потенциально даже больший, чем этикетка — гибкая упаковка. Конечно, возможности узкого рулона и здесь ограничены форматом (впрочем, что и у HP Indigo, и у ABG есть решения и для среднего рулона). Но ряду предприятий за рубежом удается реализовывать различные эффекты, применяемые для гибкой упаковки, и в узком рулоне. Хороший пример — надсечка и клапан на упаковке салфеток.

А еще клиенты ABG по всему миру производят с использованием Digicon 3 клубные браслеты, мишени и стабилизаторы стрел для дартса, накладки на ногти, ярлычки для чайных пакетов и множество самой не­ожиданной продукции, вплоть до почтовых и защитных марок со специальной перфорацией. Популярность Digicon далеко не случайна. Это решение, обеспечивающее конкурентное преимущество.

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку

В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.