Метафизика книгопечатания
Отдел продаж: +7 (495) 956-77-19 Сервис: +7 (495) 956-95-10
Цифровая печать

Метафизика книгопечатания

Все Публикации
25 февраля 2020

Технический директор московской типографии «Буки Веди» Михаил Авраменко считает, что в нынешних рыночных условиях офсету без цифры не выжить. Ведь клиенты больше не делят типографии на цифровые и офсетные. Они просто приходят со своими задачами и остаются работать с теми, кто может их решить. Поэтому на производстве «Буки Веди» трудятся не только пять листовых офсетных, но и четыре цифровые машины Canon.

Решать задачи клиентов по выпуску малотиражной книги Михаил Авраменко с коллегами начинал на заре 2000-х. Тогда они создали небольшое полиграфическое предприятие, которое имело на вооружении около 20 ризографов и офисных принтеров. На них печатали в основном черно-белую учебную и

научную литературу с большим количеством текста и минимумом изображений и серых плашек.

В 2010-м издательский рынок сильно просел и возник спрос на малотиражную, но при этом профессиональную с точки зрения изготовления книгу. Оценив перспективы, партнеры выбрали стратегическим направлением развития малотиражную печать книги — до нескольких сотен экземпляров и весной 2011 года создали новый бренд «Буки Веди». Тогда же состоялся переход с офисной техники на профессиональные монохромные и цветные цифровые печатные машины (в определенные моменты их количество превышало 10!), а также более мощное послепечатное оборудование с высоким уровнем автоматизации.

Ключевыми заказчиками типографии в то время были отнюдь не издательства. Основной объем давали физлица, преподаватели и сотрудники учебных заведений, а также корпоративные заказчики. Экономика бизнеса позволяла эффективно печатать для них черно-белую книгу тиражом до 1000 экз. и цветную — до 300.

«Мы были одними из первых, кто предложил рынку малотиражную печать книги, — вспоминает Михаил Авраменко. — При этом «Буки Веди» изначально сделала ставку на высокое качество продукции. Даже если клиент заказывал одну книгу, качество ее печати и переплета практически не отличалось от офсетных. Это было и остается одним из ключевых конкурентных преимуществ компании».

Другое — тщательный просчет экономики всех процессов с целью максимально сократить издержки и повысить производительность. Одним из побочных эффектов такого подхода стала частая покупка бывшего в эксплуатации оборудования. Технические специалисты типографии всегда тщательно изучают варианты, и если становится понятно, что машина в хорошем состоянии и может сделать свой вклад в экономику производства, — ее покупают и вводят в эксплуатацию.

«Основной вопрос сегодня кроется даже не в способе печати, а в экономике и эффективности используемых в полиграфическом процессе технологий», — говорил тогда Михаил в интервью журналу «Формат».

В типографии вообще много внимания уделяется вопросам организации эффективного производства. Для этого создали учебный класс, где проводят соответствующие тренинги для своих сотрудников, партнеров и даже студентов МГУ. Кроме этого, вместе с Lean Enterprise Institute Russia на своей базе «Буки Веди» организовала «Процессную фабрику», задача которой состоит в популяризации концепции бережливого производства.

ОТ ЦИФРЫ К ОФСЕТУ

Несколько лет «Буки Веди» была исключительно цифровой книжной типографией. Первые годы конкуренция практически не ощущалась, но затем на рынок производства цифровой книги вышли и другие компании, что стимулировало «Буки Веди» постоянно расширять спектр продукции и услуг для своих клиентов. В компании начали активнее экспериментировать с видами отделки, покровными материалами, форматами и прочими параметрами изданий. В какой-то момент, проанализировав увеличившийся пакет заказов, руководители пришли к выводу, что офсетная печать позволила бы типографии расширить диапазон форматов, оптимизировать их расположение на листе, повысить качество, да и в целом более эффективно печатать полноцветные книги тиражами 500—1000 экз.

Так в 2014 году на производстве «Буки Веди» заработала первая листовая офсетная печатная машина — пятикрасочная Komori Lithrone формата В2 с максимально высоким уровнем автоматизации, обеспечивающим приладку за 5–10 мин и примерно 20–100 листов.

Игра на офсетном поле «Буки Веди» понравилась, и в последующие годы в типографии появились еще 5 офсетных машины. Последнее приобретение — два полноформатных перфектора Komori для печати 1+1 и 4+4, которые приехали из Европы в конце 2018 года. Вслед за ними парк оборудования типографии пополнился несколькими единицами серьезной послепечатной техники, ориентированной именно на офсетные тиражи. В среднем за последний год на производстве ежемесячно запускалась одна единица оборудования: кроме цифровых и офсетных машин это были флаторезки, ниткошвейки,
ВШРА, мощная линия по изготовлению книжного переплета, CtP-система и проч.

«Такие темпы вызваны не столько увеличением объемов, сколько необходимостью сократить сроки производства заказов для наших клиентов, — уточняет Михаил Авраменко. — Например, мы поставили ВШРА, который может делать 3 млн экз/мес, чтобы получить возможность быстро и качественно делать 300 тыс. экз/мес. При этом у нас нет какого-то жесткого разделения по тиражам. Выбор технологии и оборудования в большинстве случаев диктуется технологическими, временными и экономическими факторами. И все это благодаря идентичному качеству, которое мы получаем на офсете
и в цифре».

2018 год стал переломным для направления цифровой печати «Буки Веди». Компания полностью обновила парк оборудования, отдав предпочтение решениям японской корпорации Canon, тесное знакомство с которыми состоялось на форуме Canon Future Book Forum — его Михаил посетил осенью 2018 года.

THEY CAN!

Изначально «Буки Веди» планировала
запустить к сезону 2018—2019 года черно-белую ЦПМ Océ VarioPrint 140 и цветную imagePRESS C10000VP, но «десятка» ехала из Европы, поэтому первой в типографии заработала небольшая машина начального уровня Canon imagePRESS C650, которая была на складе в Москве. Загрузилась она практически мгновенно, так как на нее пришелся основной пик новогодних заказов. Вслед за ней в конце декабря 2018-го в эксплуатацию ввели imagePRESS C10000VP, которая тоже быстро вышла на хорошие объемы.

«Можно сказать, что в нашем случае оборудование Canon попало на благодатную почву с точки зрения профессионального использования, а когда машины работают и приносят деньги, нас как типографию ничто не держит, чтобы шагать дальше, — рассуждает Михаил. — Именно поэтому весной
2019-го к нам приехала новейшая машина для черно-белой печати Océ VarioPrint 6000 Titan, а к лету мы ждем вторую imagePRESS C10000VP с опцией печати на т. н. длинном листе, что позволит нам выпускать альбомные книги, обложки с клапанами и другую продукцию, требующую печати на листах длиной до 762 мм». На «Титане» Михаил останавливается отдельно, обращая внимания на эталонное качество черно-белой печати, в частности, на глубокий матовый черный цвет, который не отличается от офсетного, а в чем-то даже его превосходит. Еще одна «фишка» этой машины, которую очень ценят в «Буки Веди», это фирменная технология печати Direct Press, при которой тонер впрессовывается в структуру бумагу, а не закрепляется на поверхности, как у других тонерных машин. Благодаря этому не увеличивается толщина листа и готового блока, что минимизирует вероятность сложностей на послепечатной обработке, особенно при шитье нитками. Книга получается ровной, без «волны». Оказалось, что руководители «Буки Веди» мечтали об этой машине еще на этапе становления компании (тогда машина называлась
Ultra), но обстоятельства сложились так, что работа началась с другим оборудованием другого производителя.

Текущая экономика такова, что на цветных ЦПМ «Буки Веди» может эффективно печатать книги средним тиражом 200 экз. На черно-белых — до 300 экз. При этом, чем больше страниц в книге, тем выше поднимается планка в сравнении с офсетом за счет увеличения количества приладок и связанных с этим затрат.

«Я хотел бы поблагодарить сервисную службу поставщика, — продолжает Михаил Авраменко. — Признаюсь, мы не рассчитывали выйти на большие объемы в столь короткие сроки, поэтому в полной мере оценили и запуск машин за один—два дня, и оперативное решение всех возникших по ходу дела вопросов. Показатель uptime у всех цифровых машин Canon очень высокий, что позволяет нам печатать много, быстро и с максимальной эффективностью».

ЗАЧЕМ НУЖНА ЦИФРА ОФСЕТНОЙ ТИПОГРАФИИ

Основная выгода от цифры — это не столько возможность быстро и экономично печатать малые тиражи, сколько ее глубокая интеграция в офсетное производство, где начинается, как говорит Михаил, «всякая забавная метафизика», основанная на идентичном качестве печати цифры и офсета. Здесь типография осталась верна себе и нашла возможность оптимизации производства и снижения издержек. Например, на нормах техотходов в офсете. Их существенно занизили, что дало хорошую экономию в годовом масштабе. Теперь в случае нехватки листов, например, из-за брака на каком-то этапе производства, их просто допечатывают на цифровых машинах в строго требуемом количестве на тех же бумагах без компромисса в качестве.

Следующая очевидная выгода — возможность предложить клиентам новые услуги. Например, срочно напечатать на цифре часть большого тиража, чтобы успеть на мероприятие. Или изготовить большой офсетный тираж с разными обложками. Или сделать каталоги с различным наполнением. Или сделать продукт с текстовой или графической персонализацией… Возможностей масса, и все они так или иначе используются в повседневной работе с заказчиками. Их круг, кстати, заметно расширился за последние годы: теперь он включает и издателей, и компании из госсектора, и корпоративных
заказчиков, и физлиц, и проч.

В среднем через «Бук Веди» проходит порядка 1000 заказов в месяц. При этом Михаил уточняет, что заказы тиражами меньше нескольких десятков встречаются довольно редко. Все входящие принимаются и обрабатываются менеджерами типографии. Для администрирования есть собственная программа, включающая калькулятор, документооборот, закупочный контроль, учет складских запасов и многое другое. В будущем, вероятно, руководители компании плотно займутся изучением этого участка, ведь если есть какие-то инструменты для повышения эффективности работы, — их нужно использовать.

Требования клиентов очень разные, но типография готова удовлетворить их все. Если нужно — разработают дизайн и сверстают книгу, проверят и поправят макет и т.п. По запросу могут сделать бюджетную книгу, могут премиальную, в мягкой обложке или в твердом переплете, с разными видами отделки и т.п. Богатый выбор вариантов отделки — одна из отличительных особенностей типографии: здесь предлагают разные виды тиснения, УФ-лакирование, флокирование и термоподъем, лазерную гравировку и резку, золочение обреза, изготовление «состаренных» книг, имитацию французского переплета и многое другое. Высокое качество книг, изготовленных в «Буки Веди», оценили такие требовательные клиенты, как Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковская галерея и многие другие.

Впрочем, клиенты «Буки Веди» заказывают не только книги, но другую многостраничную продукцию: брошюры, журналы, каталоги и т. п. По привычке сотрудники типографии по прежнему называют ее книгой — для них это любой продукт, имеющий более четырех страниц.

«Сегодня не стоит вопрос: есть ли у типографии та или иная технология — она либо может решить задачу клиента, либо нет, поэтому мы не считаем «Буки Веди» офсетной или цифровой типографией, — резюмирует Михаил Авраменко. — Мы книжная типография, готовая изготовить клиенту нужную ему
многостраничную продукцию в требуемом количестве и в требуемый срок»!

Скачать в PDF

Отраслевые статьи о полиграфии

НИССА Центрум в отраслевых СМИ

Подписаться на рассылку

В опросе о производстве цифровой этикетки практически все внимание сосредоточено на печати, ее технологии, вариантах и особенностях. Но ЦПМ производит лишь полуфабрикат — запечатанный рулон материала, в цифровой печати шириной обычно около 330 мм. Так как печать цифровая, то есть малотиражная, в этом рулоне скорее всего будет несколько разных заказов. Их надо разделить. Материал необходимо надсечь — прорезать верхний слой, вырезав собственно этикетку, но сохранив нижний слой, лайнер. Затем удалить облой. Финальный продукт для типографии — набор маленьких рулончиков в одну этикетку шириной, подготовленных для загрузки в автомат для нанесения этикетки. То есть рулон нужно резать вдоль на так называемые ручьи. Это самый распространенный, но не единственный вариант загрузки для этикеточной ЦПМ. В случаях экстремально малотиражных заказов для ручной наклейки ленту следует рубить в лист, а не резать продольно. Если система в данном заказе делает не самоклеящуюся этикетку, а вплавляемую (IML), картонную коробку и другие виды продукции, финишная обработка снова будет несколько иной — высечка, биговка и специфический для вида продукции выклад. А еще во всех этих вариантах почти обязательно используется самое разнообразное облагораживание.