С началом СВО многие иностранные компании, работающие в России, решили уйти. Сделали это и многие компании из полиграфического сегмента бизнеса. Это должно было создать проблемы российским типографиям, особенно цифровым, поскольку они завязаны на иностранных поставщиках как в плане оборудования и его обслуживания, так и всех расходных материалов. Но практика прошедших двух с лишним лет показывает, что некоторые российские партнеры этих поставщиков успешно их заменяют — клиенты продолжают успешно работать, получая все необходимое. Пример такой ситуации — типография «ПрессИнформ» из Подмосковья. Эта динамично развивающаяся компания изначально занималась только выпуском рекламных газет. Но потом значительно расширила спектр предоставляемых услуг: от разработки дизайн-макетов до выпуска различной полиграфической продукции, а также широкоформатной печати, изготовления сувениров и многого другого. Ее офисы расположены в городах Мытищи, Пушкино, Королев. Эта типография использует цифровую печатную технику. Весь необходимый для работы сервис она получает от компании «Нисса Центрум», которая поставляет и обслуживает профессиональные ЦПМ Canon более 20 лет. О том, как создавалась типография и как развивается сейчас, нам рассказал ее технический директор Эльдар Шемсудов.
Типографии бывают разные: есть занимающиеся производством большого ассортимента продукции, есть более специализированные, а есть и очень узкой направленности. Именно такая московская типография «КопиБланк», специализация которой достаточно любопытная: она изготавливает различные журналы учета и контроля. Это особый вид полиграфической продукции. На любом производстве, в любом офисе, в любой торговой организации существуют журналы, в которые вручную заносится необходимая информация. Например, в здании, где находится издательство «Курсив», есть журнал контроля выдачи ключей от офисов, в которои расписываются сотрудники. Есть и журнал, в котором фиксируются результаты обхода территории службой охраны. И подобных журналов для разных видов деятельности очень много. Именно такие производит типография «КопиБланк». О специфике работы своего полиграфического предприятия и о печатном оборудовании нам рассказал ее генеральный директор — Андрей Рожков.
В этот каталог вошли остро актуальные в новой политико-экономической ситуации модели оборудования промышленной цифровой печати и финишной обработки обеспеченные полным циклом поставки, гарантийного и пост-гарантийного обслуживания, доступностью по официальным каналам запасных частей и расходных материалов.
Прошедшие два года существенным образом изменили все бизнес-процессы, сложившиеся в российской полиграфии за последнюю четверть века. Типографиям пришлось серьезно перестраиваться. И, в зависимости от используемых технологий и оборудования, этот процесс проходил по-разному: у кого-то относительно легко, кому-то потребовались серьезные усилия. Особенно сложной ситуация была в цифровых типографиях, когда некоторые привычные поставщики цифровой техники решили из России уйти, оставив клиентов без поддержки. В их числе был и Canon. Конечно, многие пользователи цифрового печатного оборудования смогли найти пути продолжить работать, но условия этой работы изменились. От покликовых контрактов многим пришлось отказаться. Хотя есть и исключения. Один из дистрибуторов Canon — компания «Нисса Центрум» смогла найти способы дальнейшей работы по поставкам оборудования, ресурсных частей и обслуживанию своих клиентов. Особенно важно это оказалась для небольших региональных типографий, которым сложно самостоятельно организовать каналы параллельного импорта. Интересный пример — «Кировская цифровая типография» (КЦТ). Как удалось справиться со всеми трудностями, нам рассказал ее владелец и управляющий — Николай Плюснин.
Лет 20 назад серьезной флексографии в Китае практически не было, большие (в понимании миллиардного населения) тиражи обеспечивала глубокая печать (ротогравюра), небольшие — высокая печать, letterpress. Но мир не стоит на месте. На наших глазах из-за технологического скачка в допечатных технологиях флексография во всем мире превратилась из малопредсказуемой технологии печати посредственного качества в отлаженный, надежный и экономически эффективный бизнес. Люди могут перестать читать и писать, но не есть и пить. Основной рынок флексографии — этикетка и упаковка. Рост благосостояния в Китае вызвал взрывообразный рост интереса к привлекательной и непременно разнообразной упаковке, которую не могла обеспечить ротогравюра с ее гигантскими тиражами.
Залог успешного и эффективного полиграфического бизнеса — найти свое место на рынке. Особенно это важно сейчас для типографий относительно молодых, появившихся в последние 5–7 лет. Ведь уже с конца 2000 г. российский рынок был высококонкурентным, и свободных мест на нем было не много. Как удалось найти свою нишу екатеринбургской
типографии «Альфа Принт», нам рассказал ее владелец — Александр Пьянков.
В последние годы у наших полиграфических предприятий наблюдается четкая специализация. А в 90-е годы частные российские типографии, как правило, были универсальными — выпускали самую разную продукцию. Затем, по мере развития бизнеса, они уже выбирали специализацию: этикетки, упаковка, периодика, книги и т.д. Позже типографии нередко создавались уже конкретно под какую-то специальную задачу. Но оказывается, на рынке есть еще универсальные успешные предприятия, например, «Флекс-А» из Тольятти. Недавно в ней компанией «Нисса Центрум» была установлена новая цифровая печатная машина HanGlobal LabStar 330S. В середине декабря мы посетили эту типографию. Изначально планировалась встреча с ее директором Виталием Васичкиным, но традиционный для этого времени форс-мажор, к сожалению, помешал.
Однако Виталий делегировал рассказ о типографии и новой ЦПМ оператору цифровой машины — Михаилу Аскарову.
Первая статья о финишной обработке этикетки, «Цифровой конвертинг» («Флексо Плюс» №5-23, с. 46–52), посвящена механической обработке материала, необходимой для получения финальной этикетки, режущим плоттерам и лазерам. В реальной жизни печать, конвертинг и облагораживание идут рука об руку, часто в одном устройстве, и разделение было продиктовано лишь объемом материала. Эта статья — об облагораживании, нанесении на этикетку дополнительных элементов отделки. На современном этапе развития технологии это лак, фольга и вариации на их основе.
Цифровая печать этикетки и в России, и в мире занимает долю рынка, сравнимую с аналоговой печатью, и продолжает ее теснить. Но печать — лишь часть процесса, финишные технологии не менее важны. Сегодня львиная доля финишной обработки даже напечатанной цифрой этикетки производится на аналоговых линиях. И так будет еще многие годы. Поэтому к тому моменту, когда этот номер «Флексо Плюс» попадет в руки читателя, в Москве уже распахнет двери расширенный демоцентр «Нисса Центрум» с новинкой — финишной линией Vision MDF 330 в расширенной конфигурации. В соответствии с опубликованными данными об инсталляциях финишных машин в 2022-23 гг. в России именно Vision удерживает первое место, хотя серьезны и успехи других китайских вендоров. Но и цифровые финишные технологии уверенно пробивают себе дорогу на рынок, идут реальные инсталляции в России, можно говорить о второй волне интереса к ним, вызванный, несомненно, потрясающим прогрессом производителей из Китая. Первая статья цикла посвящена цифровым конвертинговым решениям, доступным в России и, для сравнения, лучшим мировым достижениям.
Предыдущие несколько лет «Курсив» регулярно рассказывал о возможностях создания визуальных и тактильных объемных эффектов при помощи цифрового и традиционного полиграфического оборудования, осуществляющего УФ-лакирование отпечатков. Теперь настал черед обратить внимание на альтернативный метод получения подобных эффектов — использование УФ-отверждаемых белил. Экспериментальная вкладка, в этом номере журнала, стала результатом нашего первого практического знакомства с новой ЦПМ HanGlobal LabStar 330S, которую предлагает компания «НИССА Центрум».